Тамгалы Тас

Тамгалы-Тас — урочище у реки Или, расположенное в 120 км к северу от города Алматы (в 20 км ниже Капчагайского водохранилища по дороге на Баканас). Там сохранилось множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей. На скалах в общей сложности насчитывается около 1000 разнообразных наскальных изображений. Кроме буддистских рисунков и надписей, имеется камень с древнетюркскими руническими письменами VIII–IX веков, вероятно оставленными кыпчаками. Буддистские рисунки датируются предположительно XIV–XVI веками.

Вся композиция состоит из пяти изображений и надписей, расположенных на трех больших скальных блоках. Изображение высечено в соответствии с каноном, получившим очень широкое распространение и сохранявшимся длительное время. Надписи и текст, расположенные рядом, пока не переведены. Несколько надписей можно прочитать как молитвенную формулу «ом мане падме хум».

По характеру надписей можно предположить, что это изображение появилось несколько раньше основного комплекса. Организация пространства соответствует общепринятой концепции храма. Пройдя между больших камней, человек оказывается перед отдельным камнем с изображением бурхана со змеями. Подобные устрашающие изображения в традиции Юго-Восточной Азии отгоняют злых духов и не пропускают людей со злыми помыслами. Только пройдя мимо бурхана со змеями, человек мог подняться к центру всего комплекса.

Среди всех изображений Тамгалы-Тас самыми известными являются три изображения Будд. Первое изображение — бодхисаттва (в буддизме существо (или человек), которое приняло решение стать Буддой для блага всех существ) Авалокитешвара высотой 2,5 метра. Он сидит на цветке лотоса в алмазной позе с четырьмя руками. Передняя пара рук сложена для молитвы, в правой задней — он держит хрустальные четки, а в левой —цветок лотоса с длинным стеблем. Справа от него, на высоте четырех метров — Будда Шакьямуни размером 1 метр с надписью: «Поклонюсь Будде Шакьямуни». В левой руке у него чаша для подаяния, правая опущена вниз ладонью к себе. Этот жест призывает Землю в свидетели. Слева — Будда Ами-табха (самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли). Размер рисунка тоже метр. Он сидит на троне из лотоса, в левой руке держит шкатулку, наполненную лечебным нектаром, а опущенная книзу правая рука ладонью к зрителю в жесте отдачи держит плод Золотого миробалана. Это растение — «индийский миндаль», дерево — пагода, царь всех лечебных препаратов от психических и физических недугов. Снизу подпись: «поклоняюсь Будде Мангла».

Существует несколько версий появления этих рисунков на берегу реки Или. По одной из легенд, в X веке, когда одна из буддистских миссий остановилась у реки Или во время похода в Семиречье, произошло землетрясение и большой кусок скалы упал на землю, что было расценено как знак необходимости возвращения в Индию. На отколовшемся куске скалы ими было высечено три изображения Будды. Согласно другой версии, надписи были сделаны калмыками на «тодорхой номын бичиг» (ясное литературное письмо), которое было создано Заей Пандитой Огторгуйном в 1648 году и использовалось более трех веков монголами-кочевниками, которые высекли образы Будды.

Первыми серьезными исследованиями изображений в ущелье Тамгалы занимался Чокан Валиханов. В 1856 году он побывал там и подробно срисовал их.

В  конце XIX века исследования буддийских рисунков провел ученый-востоковед Н. Н. Пантусов. По упоминавшимся в надписях фамилиям исторических личностей он установил возраст изображения. Оно было нанесено около 500 лет тому назад — во время «тибетского нашествия». В семидесятые годы XX века надписи и изображения Тамгалы-Тас исследовал археолог А. Х. Маргулан. Ему удалось систематизировать существующие переводы надписей, он высказал предположение о джунгарском происхождении всей композиции.

Я был в этом Месте с группой учеников. Ровно после захода солнца над рекой Или и изображениями Будд, начинают появляться многочисленные плазменные шары белого цвета. Шаров настолько много, что из них возникает туман. Иногда он пронизывает тело, как электрический ток, а иногда поглаживает кожу, словно шелковой тканью.

После совершения обряда подношения пищи и чтения заговора, я увидел несколько высоких мужских призрачных фигур. Они стояли друг за другом и смотрели в сторону реки. Фигуры были неподвижными, но раз в пять – десять минут, они изменяли свое положении, и выстраивались в новый рисунок, точно так же, как шахматные фигуры, меняют свое положение на доске.

     Модулятор взаимодействия с Местом Силы: 

     48, 16, си, ми, 29, 46, ре, 14.

     25, 16, си, 49, 15, 71, соль, 4.

     до, 16, 86, ре, 11, 44, соль.

     20, 14, ре, ре, 14, 49, соль, 14.