Хуртуях Тас

Место Силы Хуртуях-Тас (в настоящее время музей под открытым небом) находится на 113 км трассы Абакан-Ак-Довурак.

Хуртуях-Тас — воплощение божества в виде каменной трехметровой стелы. Это — азиатская божья матерь. Установлена 6 тысяч лет назад в месте геологического разлома, где современными исследователями было отмечено мощное электромагнитное излучение.

Хуртуях-Тас переводится как «каменная старуха», но в народе ее называют — мать матерей. Ее изваяние является местом паломничества, и считается одним из самых почитаемых божеств в Хакасии.

Вариант легенды о Хуртуях- Тас:

«Давным-давно, в незапамятные времена, когда современные реки Абакан и Таштып не имели еще своих определенных, постоянных русел, в долинах этих рек не было хороших островов, лугов, степей с сочными травами. Хороших лесов также было мало. Абакан в то время был очень быстрый, с опасными порогами, с крупными камнями, имел русло с постоянными поворотами. Поэтому рыбакам или сплавщикам леса было очень опасно сходить по Абакану на лодке или отправлять плоты. Многие отважные люди погибли, когда гнали плоты. Поэтому сложено много легенд об этих страшных водных путях на реке Абакан.

В те времена в Ах-Тасхыле, на вершине Абакана жили два могучих богатыря, муж с женой. Мужа звали Ах-Ху-лун (белый жеребенок), жену — Ай-Арыг (чистая луна). Эти супруги-богатыри, видя, как мучаются простые люди в борьбе с капризным, своенравным Абаканом, пожалели их и решили помочь им. Нужно было прорыть новое русло для Абакана и Таштыпа, убрав крупные камни, образующие пороги, убрать множество зигзагов реки, то есть, прорыть русла по прямому. На низинах долин Абакана и Таштыпа нужно было создать хорошие луга с сочными травами для скота и для хлебопашества. На возвышенных местах, высоких горах нужно было создать хорошие лесные массивы для обитания зверей и птиц.

Богатырь Ах-Хулун с верховьев Абакана спускался, прорывая новое русло, убирая многие рукава реки Абакан. Жена Ай-Арыг спускалась с верховьев реки Таштып, прорывая новое русло для Таштыпа. Богатыри Ах-Хулун и Ай-Арыг договорились эти две реки соединить возле горы «Пистаг», которая стоит напротив теперешней деревни Усть-Таштып. Богатырь Ах-Хулун спускался с верховьев реки Абакана, очищая русло, и дошел до места, где они должны были соединить Таштып с Абаканом. Когда Ах-Хулун дошел до этого места, увидел, что его жена, Ай-Арыг опередила его и, не дожидаясь мужа, прорывая русло реки, ушла вниз по Таштыпу.

Богатырь Ах-Хулун поднявшись на гору «Пистаг», долго смотрел вверх по Таштыпу, откуда пришла его жена Ай-Арыг. Смотря в проделанный путь жены, узнал о том, что она по долине реки Таштыпа для развития животноводства не создала хороших лугов с сочными травами. На горах Таштыпа богатого леса мало было создано. Для жителей верхнего Таштыпа мало было создано охотничьих угодий. Богатырь Ах-Хулун видя это, проделывая новое русло Абакану, пошел вниз по Абакану.

Богатыркой рожденная, Ай-Арыг, прорывая новое русло реке Таштыпу, шла вниз и соединила Таштып с Абаканом около улуса Тиректер повыше села Бельтыры. Здесь Ай-Арыг ждала мужа. Муж Ах-Хулун придя к жене, сказал: «Ты течение реки Таштыпа по новому руслу направила — это очень хорошо для народа. Но мало создала лугов, открытых земель для скота и жителям долины реки Таштыпа мало земли для пастьбы скота. В таежных местах мало создала растительности, хвойных лесов для обитания зверей и птиц. Жителям долины реки Таштыпа мало создала пользы, и свою богатырскую силу не смогла народу полностью показать». Сказав эти слова, богатырь Ах-Хулун пошел обратно вверх по Абакану, не дойдя до устья Арбатов, в долине левобережья реки Абакана, богатырь Ах-Хулун превратился в одинокую маленькую скалу среди густого массива Березников и сосен.

Богатырь Ах-Хулун высшим существом был сотворен, больше не возвращался на Родину «Ах-Тасхыл», стоящую на вершине реки Абакана. Он превратился в голую сопку. Жена Ай-Арыг за то, что ее муж Ах-Хулун, рассерчав на нее, ушел от нее, оставив ее на чужой стороне, решила идти по следам мужа. Идя вверх по Абакану по следам мужа, остановилась у горы Хан-Хулахая и поднялась на его вершину. Стоя на вершине горы, Ай-Арыг стала смотреть в просторы верховья реки Абакана. Она увидела мужа, превратившегося в голую сопку.

Женщина Ай -Арыг не выдержала такую обиду и стала клясть мужа следующими словами: «Рано обижался на меня мой муж, Ах-Хулун. Обижаясь на меня, ты ушел от меня, меня одинокую оставив на чужой стороне.

Тебе в разлуке со мной не суждено было долго жить. Ты на своем пути превратился в голую скалу среди густых березовых и сосновых лесов. В ясные жаркие дни пусть у тебя сохнет рот, а в дождливые дни — промокает в воде. Никто к тебе не придет, никто тебя водой поить не будет, никто тебя кормить не будет. Я пойду и сяду возле большой дороги, мимо меня каждый день будет проезжать много народа. Все проезжие люди будут угощать меня, кормить маслом и пищей, угощать вином, добрых людей я буду наделять талантом, счастьем, к скоту скот буду прибавлять. Недобрых людей буду наделять несчастьем». Сказав эти слова, Ай-Арыг спустилась с Хан-Хулахая и пошла вниз по Таштыпу. Не доходя до улуса «Тиректер аалы», возле дороги она превратилась в каменную старушку, известную у сагайцев под названием «Хуртуях Тас». С давних пор сагайцы сильно почитали каменную старушку. Они считали, что Хуртуях-Тас — это древняя могучая богатырка. Поэтому все люди, едущие и идущие по главной дороге мимо нее, не угостив ее, не проезжали, не проходили. Рот и нос ее мазали маслом, жиром, брызгали на нее вино, если у кого было. Все прохожие и проезжие сагайцы просили у Хуртуях-Тас благополучного, удачного пути, просили ее, чтобы она желала им успеха в пути. Просили у нее, чтобы она открыто держала впереди стоящий их путь, а позади отстающий путь бронировала как кольчугой до их возвращения».

По другой легенде Хуртуях-Тас была реальной женщиной из плоти и крови, количество детей которой достигало 40! Время междоусобиц вынудило ее семью бежать: супруг вызвался отвлекать противников, а жена и дети укрылись в безопасном месте. Взмолилась женщина богам с просьбой уберечь ее детей, и обратил бог ее детей бусинами, а когда Хуртуях-Тас добралась до укрытия, то поняла, что бусы порвались на ее шее и бусины утеряны. Женщина пришла в отчаянье, закричала и запела, и такая красивая и проникновенная у нее была мелодия, что боги сжалились и превратили несчастную в покровительницу чужих детей и их матерей. И теперь степная богиня смотрит на восток, сложенная из песчаников, раскрывая рот в грустной песне, а на ее беременном животе вырезан лик.

В  доминанте Хуртуях-Тас является покровительницей материнства, защитницей и будущих матерей, и бездетных. Именно у этого идола женщины просят о детях. С давних времен жители степей молили «каменную старуху» об исцелении от бесплодия словами: «Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка — помоги мне».

 Сотни свидетельств говорят, что чудодейственная сила святыни — далеко не миф. И языческие боги очень сильны. Это видно по количеству людей, благодарящих «мать матерей». Есть традиция, после рождения ребенка, приносить в знак благодарности Хуртуях-Тас какую-то мягкую игрушку. Вокруг стелы все завалено мягкими игрушками!

Но богиня помогает и в других делах. Мужчинам она дает смелость и удачу в делах. Помогает со здоровьем. Поэтому к ней едут со всех концов земли и мужчины, и женщины.

     Модулятор взаимодействия с Местом Силы:

     15, 14, ре, ре, 29, 11, 4, 8.

     64, 42, ми, соль, 79, 12, 5.

     51, 68, 24, ре, 15.

     соль, соль, 14, 21, 40, фа.