Гора Тепсей

тепс 705x435 - Гора Тепсей

     Тепсей — величественная двуглавая гора, расположенная на правом берегу Енисея, в устье реки Туба, недалеко от поселка Усть-Абакан. Высота Тепсея — 639 метров. Гора Тепсей считалась священной на протяжении многих тысячелетий.

     Древние люди создавали здесь свои святилища и кладбища соплеменников. В открытом вечному небу каменном храме, возведенном самой природой, давно ушедшие в небытие древние народы оставили многочисленные наскальные изображения и рунические надписи, в которых заключили самые сокровенные свои просьбы к языческим божествам и рассказы о былых подвигах безымянных героев.

     Северо-восточный склон горы — пологий, западный – крутой, южный и юго-восточный — местами представляют собой практически отвесную каменную стену. С левобережной стороны расположен хребет Оглахты.   Живописный вид, открывающийся с вершины горы, а также то, что краски восхода и заката постоянно меняют ее цвет, придавая Тепсею незабываемое очарование, не могло оставить равнодушными бесчисленные поколения древних народов Средне-Енисейского края. Гора обладает мощной энергетикой. Мужчинам она дает храбрость и   успехи, а женщинам — любовь и семейное счастье.

     В   одной древней легенде Тепсей предстает в образе окаменевшего воина-великана. В другом предании повествуется о замурованных в пещерах сокровищах средневековых кыргызских князей. В третьей легенде рассказывается о девушке, похищенной духами горы, ставшей супругой Тепсея.

     Девушка жила с родными на левом берегу Енисея, в устье речки Биджа, пасла телят и любила напевать песни. Горным духам понравилось ее пение, и они похитили пастушку. Исчезнувшую девушку долго искали. Мать постоянно плакала и повторяла: «Господин Тепсей! Что ты сделал с моей дочерью? Зачем ты ее спрятал?» Пригласили шамана, который во время камлания узнал, что пропавшая девушка стала невестой Тепсея.

     Однажды старший брат девушки рыбачил на Енисее и увидел, что сестра, сидя на камне под горой Тепсей, расчесывает свои пышные волосы золотым гребнем. Тогда он переплыл реку, добрался до того места, где она сидела, но та исчезла. Однако на камне осталось золотое колечко, которое брат забрал с собой. Спустя три дня после этого, девушка вдруг вернулась домой к родне, но не одна, а с сопровождавшими ее духами — хозяевами горы. Они приехали на бурых конях в серебряных седлах, дорогом убранстве, привезли щедрые подарки. Девушка вся светилась в серебряном наряде. В качестве калыма горные духи преподнесли много золота, мехов и шелкового платья. «Да, — сказала девушка, — я вышла замуж за горного духа. Больше я домой не вернусь. Но я забыла свое золотое колечко на берегу Енисея, из-за чего мой муж беспокоится, винит меня в потере».

     Расставаясь, брат вернул ей кольцо. С тех пор, когда люди сплавлялись по Енисею, они иногда видели девушку в коричневом шелковом платье, сидевшую на скале у берега реки и расчесывающую волосы золотым гребнем.

     На протяжении уже более 160 лет гора Тепсей является объектом пристального изучения историков. У подножия были раскопаны многочисленные разновременные археологические памятники — от эпохи камня до конца I тысячелетия нашей эры. Именно здесь в 1960-х годах прошлого века был изучен склеп таштыкской археологической культуры, в котором впервые нашли обгоревшие в огне погребального костра деревянные планки с вырезанными на них удивительными по красоте и заложенной в них информации рисунками, созданными в эпоху раннего Средневековья. Особое место в понимании древней истории Среднего Енисея занимают и петроглифы Тепсея.

     Исследователь Енисейского края И. Т. Савенков еще в 1910 году отмечал: «Храмов и постоянных жертвенников у аборигенов Енисея не было, но было много местностей, наиболее любимых богами, божествами и духами, где они постоянно находились и где они собирались. Выступы и впадины скал, и утесы этих живописных мест, часто с широкими видами на окрестности, как стены древнейших храмов, покрывались начертаниями».

     Первые сообщения о рисунках горы Тепсей были сделаны чиновником главного управления Восточной Сибири Л. Ф. Титовым, срисовавшим некоторые из них в 1850 году. Упоминания о петроглифах Тепсея имеются и у других исследователей. Отдельные скопления наскальных изображений находятся в разных местах большого скального массива, на его береговых утесах и во внутренних логах. Хронологически они охватывают период от IV тысячелетия до нашей эры до начала XX века. Много тут изображений быков, оленей, лосей, лошадей, медведей, различных знаков и тамг. Известны сцены камлания шаманов, батальные и охотничьи сцены, рунические надписи. Всего на сегодняшний день ученым известно более полутора тысяч изображений на горе Тепсей.

      В 1984 году на небольшом труднодоступном участке на самом верхнем ярусе юго-западного склона Тепсея, куда можно добраться лишь сверху, через гребень горы, кемеровские исследователи открыли неизвестную батальную сцену тагарской археологической культуры, включавшую 36 изображений пеших и конных воинов, вооруженных палицами и чеканами. Позднее руководитель исследовательской группы профессор кафедры археологии Кемеровского университета, президент Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства Ольга Советова опишет эту интереснейшую находку следующим образом: «На скале запечатлена сцена борьбы двух антропоморфных групп, различающихся величиной фигур, а также их оформлением. Первую группу составляют персонажи с характерным загибающимся назад султанчиком на голове. Один из них, в аналогичном головном уборе, показан сидящим на лошади. Изображения второй группы выделяются размерами: отдельные фигуры почти вдвое превосходят представителей первой группы».

     Тагарская культура — VIII —  III века до н. э., эпоха раннего железа (или скифская эпоха). Названа по месту раскопок эталонного памятника на острове Тагарский (там, где сейчас находится город Минусинск). Относится к культурам скифского типа, то есть во многом идентична культуре причерноморских скифов, — тех, о которых писал древнегреческий историк Геродот.

     Среди наскальных изображений этого времени выделяются фигуры в характерных головных уборах типа колпака, с султаном или пучком перьев. Наиболее популярен в этот период образ пешего воина или всадника с    луком, чеканом, кинжалом или копьем. Вооруженные люди изображены в батальных и охотничьих композициях, в сценах ритуального жертвоприношения животных.

     По мнению Советовой, сцена демонстрирует противоборство двух племен — «своих» и «чужих». Одним из основных датирующих элементов является наличие у пяти воинов боевых чеканов довольно крупных размеров, которые более двух тысячелетий назад использовались тагарцами при ведении ближнего боя. При этом «великаны», как их условно назвали ученые, вооружены огромными булавами.

     «Во многих мифах и героических сказаниях народов мира часто упоминаются разного рода сверхъестественные существа, в том числе великаны. Важно подчеркнуть, что на древних петроглифах в руках «великанов» часто показаны палицы — нередкий атрибут великанов, описываемых в более поздних литературных материалах» — уточняет ученый.

     Примеров легенд о великанах действительно предостаточно. Причем у разных народов, разделенных не только географически, но и во времени. Вот только один из подобных мифов. Как известно, в германо-скандинавской мифологии существует целый мир, населенный великанами — етунами. Интересное обстоятельство: часть их обитала внутри «Каменных гор». При этом викинги считали, что земля великанов — Етунхейм находилась где-то к востоку от Уральских гор, то есть в Сибири.

     Так кто же были эти тепсейские «великаны»? Боялись их тагарцы или почитали? Были ли дружны с ними или относились как к врагам? Ответов на эти вопросы, увы, не существует. В устном народном творчестве и многочисленных литературных источниках великаны известны и как положительные персонажи, и как отрицательные, как друзья и как недруги.

     По уникальной в своем роде композиции с Тепсея можно судить лишь о том, что в тагарскую эпоху образ великана, вооруженного булавой, уже существовал. Подтверждают это и другие удивительные сцены тагарского времени с присутствующими в них великанами, в разное время обнаруженные исследователями на этой же горе, а также на других близлежащих прибрежных скалах.